Версия для слабовидящих
logo
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Поярковский районный краеведческий музей»

График работы

ВТ.-СБ.: с 9:00 до 17:00
Обед: с 13:00 до 14:00
ВС., ПН. - выходные

Кутёнких Мария Карповна (10.04.1923 – 01.12.1974)

 

“Как сейчас помню день 22 июня 1941 года, – говорила на встрече с комсомольцами Поярковской школы Мария Карповна  Кутёнких – именно в этот день мы попрощались со школой, собирались всем классом поступать в институт. Но нас настигла страшная весть – началась Великая Отечественная война. Ребята из нашего класса все до одного пошли на фронт. Они мечтали о подвиге, боялись, что война быстро  окончится  и они не успеют его совершить. И не кто даже не думал, что война продлится не неделю, ни месяц, а целых четыре года”.
Девушек не сразу направили на фронт. Вначале они учились на курсах медсестёр. И только с января 1942 года их направили под Сталинград. Мария Карповна попала в зенитную артиллерию. Начались тяжёлые солдатские будни. Фашисты рвались к Сталинграду. Батарее был дан приказ охранять завод «Красных Октябрь». Днём вели прицельный огонь по вражеским самолётам, ночью заградительным огнём отбивали воздушные атаки врага. А когда фашисты приближались на танках, стреляли прямой наводкой по наземным целям.
Наверное, для сталинградцев  23 августа 1942 года был самым тяжёлым днем. Враг ринулся в атаку всеми имеющимися средствами. В небе было столько вражеских самолётов, что наши потеряли им счёт. Весь день не умолкал гул танков, разрывов снарядов. Страшную картину представлял город с Мамаева кургана, где находилась артбатарея. Горели дома, горел тракторный завод, горела нефть, разливающаяся по Волге. Казалось, что горела сама великая русская река. Ночью батарею, где служила М.К. Кутёнких, перевели на охрану переправы 62 армии, которой командовал легендарный генерал В.И. Чуйков. Здесь во время налёта вражеских самолётов Мария  потеряла своих любимых подруг. Бомба взорвалась прямо в том месте, где располагалось их орудие. Она разметала его на куски. Здесь погибла одноклассница Зина Мухина и была тяжело ранена Валя Петрова, которая вскоре скончалась.
В сентябре почти весь город Сталинград был захвачен врагом. Но солдаты Красной армии помнили приказ командования: «Ни шагу назад!» И стояли. Бились до последнего снаряда, до последнего вздоха. 22 октября когда Мария Карповна ползком доставляла к орудию 16-километровый снаряд, прямо перед ней взорвалась вражеская мина. Зазвенело в ушах, потемнело в глазах и угасло сознание.
Очнулась в госпитале на Большой земле. Хирург, оперирующий девушку, сказал «Такой случай  ранения бывает один из тысячи. Проживёшь, милая, сто лет». Осколок попал прямо в грудь слева. Пробил одежду, комсомольский билет, солдатскую книжку и остановился в нескольких миллиметрах от сердца. Ещё чуть-чуть, и оборвалась бы жизнь защитницы Родины. Кроме этого, два осколка попали в живот и левую руку.

После выздоровления девушка снова пошла на фронт. Многое довелось ей ещё испытать. Но день Победы Мария Карповна встретила не на фронте. В 1944 году её демобилизовали по ранению. Из 32 выпускников школы в живых осталось только восемь. И все, как и обещали друг другу, после войны закончили институты.