Версия для слабовидящих
logo
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Поярковский районный краеведческий музей»

График работы

ВТ.-СБ.: с 9:00 до 17:00
Обед: с 13:00 до 14:00
ВС., ПН. - выходные

КАЗАЧЬИ КОРНИ НА РОДНОЙ ЗЕМЛЕ

Опубликовано в газете

“Михайловский вестник”

     26 октября очередное заседание клуба “Землячка” состоялось в Поярковском районном краеведческом музее. Нас тепло и доброжелательно встретил коллектив музейщиков, а ведущая мероприятия Дарья Александровна Пиманова интересно рассказала об истории становления казачества на михайловской земле. Начала она с освоения Приамурья и основания Поярковской казачьей станицы, подробно остановилась на занятиях и быте казаков, ознакомила с обмундированием казачьих войск.

Особый интерес у присутствующих вызвала история возникновения шашки. Оказывается, что данный вид оружия получил своё название от кабардино-черкесского слова “саш-хо” (длинный нож) и впервые о нём узнали в XVI–XVII веках, хотя историки утверждают, что шашка появилась гораздо раньше – ещё в XII веке.

В XVIII веке в российских войсках согласно уставу было положено каждому воину кавалерийского полка носить при себе боевую шашку. Также приказ был отдан о ношении данного вида оружия полицейским и жандармам. И сегодня парадная форма казаков просто немыслима без этого атрибута.

Фланкировка (боевые приёмы) шашкой требовала особой подготовки и настойчивости. Из поколения в поколение передавался опыт и техника искусства владения боевой шашкой. Отцы и братья тренировали младших сначала на шашках, похожих на клинки, а в шестнадцать лет молодые казаки получали настоящее боевое оружие. Шашку можно было приобрести в магазине, сделать под заказ или получить по наследству от старших.

Изначально для обучения техникой владения оружием применялись подручные средства. Например, требовалось разрубить струю воды, не разбрызгав её. Далее тренировки усложнялись: в ход шли ветки, капуста, казачата учились владеть шашкой, сидя на коне, на полном скаку.

Оказавшись на поле боя, казак рассчитывал только на свои силы и смекалку. Встреча с врагом давала возможность применить боевое умение: быстрым движением руки достать шашку и сразить наповал своего соперника. Настоящий казак был уверен, что шашка, полученная по наследству, обладает неведомой силой рода и будет помогать ему в бою. С шашкой казакам разрешалось входить в храм – считалось, что таким образом очищалась не только душа воина, но и его оружие.

Молодой казак хотел обладать тремя боевыми шашками: первую он получал на службе, вторая полагалась офицерам, а третья была именной и давалась не каждому, а только за заслуги перед Родиной.

Повествование экскурсовода вызвало массу положительных эмоций. Посетители начали вспоминать свои истории, и в результате выяснилось, что родители Н.Я. Андросовой, Г.В. Лановой, А.П. Крутько тоже были казаками. Женщины поделились воспоминаниями из собственного детства и из рассказов родителей о казачьем быте.

Закончилось мероприятие чаепитием. За чашкой чая пенсионеры продолжили рассказывать друг другу жизненные истории, задавали музейщикам интересующие их вопросы, вспоминали и пели казачьи песни, шутили и смеялись.

 В заключение хочу выразить огромную благодарность сотрудникам музея и директору Елене Дмитриевне Леоновой за познавательное мероприятие и пожелать коллектив дальнейших творческих успехов.

Татьяна НАЙДЁНОВА,

председатель местного отделения СПР