Лебец Влас Евграфович (с ребёнком на руках) с семьёй
1895 г.р., уроженец с. Яблочное Боготобовского уезда Харьковской области, крестьянин. Заместитель председателя колхоза «Большевик» Михайловского р-на Амурской обл. Арестован 26 августа 1937 г. по обвинению в совершении преступлений, предусматривающих ст.ст. 58-1-А и 58-10 УК РСФСР. Осуждён 27 августа 1937 г. тройкой УНКВД по ДВК к 10 годам лишения свободы в ИТЛ. Умер в местах заключения в Тайшлаге Иркутской обл. 9 сентября 1938 г. Реабилитирован определением военного трибунала ДВО от 18 марта 1959 г.
Воспоминания дочери Лебец В.Е. Прасковьи Власовны:
“Наша семья жила в селе Кавказ Михайловского района. Приехали с запада, целый год жили на мешках. Хатка у нас была махонькая, с маленькими оконцами. А потом мы переехали в большой дом. Отец пошёл работать в колхоз. В 1933 г. была голодовка.
В 1937 г. мне было 7 лет, когда отца арестовали. Я ещё в школу не ходила. Отец тогда был зампредседателя колхоза. Мама тоже работала в колхозе разнорабочей: свинаркой, на зерновом дворе, в поле. Когда начались репрессии, у нас это называлось «ежовщина». И вот как-то вечером к нам пришли трое больших дядек в форме. Всё перевернули. А у нас корова была, мы молоко сливали в кувшины, так вон они все кувшины перевернули, всё чего-то искали. Печку перевернули. А дома у нас мебели толком не было, только стол да кровати, не так, как сейчас люди живут. Отца арестовали, ему было тогда 42 года. Он обещал скоро вернуться. Мы ждали его каждый день. И нас тоже всех обещали отправить в Сибирь. Мы целый год боялись, ждали отправки. Спали так: на кровать стелили солому, под голову клали валенок. Папа однажды прислал письмо, в котором писал о том, что он в лагере, они ходят на работу строем, и что рядом с их, мужским лагерем, находится женский. И он в том лагере видел нашу соседку тётю Палашу. Мама ему тоже отправила письмо и посылку, но они вернулись. Видимо, отец тогда был уже мёртв.
У нас в селе много кого арестовали. Женщины ходили, спрашивали друг у друга: «Твоего арестовали? И моего». Но шептаться друг с другом боялись, а вдруг донесут и арестуют?”.